Подростки и травля (буллинг)

Очень много обращений к психологу связано в том числе и с тем, что ребенка «травят» в школе. Спектр травли простирается от «не может найти общий язык, над ним посмеиваются, он не такой, как другие» до коллективного избиения в школьном туалете. По моим ощущениям поistock_000020229488small-pic510-510x340-82433следние годы эти практики травли в подростковой среде усиливаются, школьная среда становится очень «агрессивной» к любой инаковости.

Травят за все: за разговорчивость и за скромность, за активно демонстрируемую симпатию и желание общаться или за желание отстоять свои границы нетронутыми, за полноту, за худобу, за быстрое половое созревание и за медленное тоже. За иные национальные корни, за то, что слушает учителя, и что не слушает. В общем-то сейчас любой подросток может оказаться между молотом и наковальней, если не пролезает в тонкую щель нормы по какому-то параметру.

При этом именно в подростковом возрасте самооценка такая нежная, а эмоции такие сильные из-за гормональной перестройки, что отвержение, унижение и агрессия в свой адрес оставляет особенно глубокие раны.

Что делать родителям?

  • Давать ребенку время, место и возможность говорить про то, что происходит в школе. Без осуждения, оценок, советов, срочных решений, что делать – просто слушать.
  • Помогать ребенку сформировать адекватную самооценку, знание своих сильных сторон, умение опираться на них в сложные моменты.
  • Предлагать ребенку альтернативное мнение о его особенностях – деконструировать социальную рамку нормы, например, «все тела очень разные, каждое – красиво по своему, у тебя прекрасное сильное тело, главное – тебе в нем хорошо и удобно», «ты имеешь право не общаться с теми, с кем не хочешь, от этого тебя не станут меньше любить, совсем не обязательно быть хорошим для всех», «у всех людей разные способности, давай посмотрим, что получается хорошо у тебя, в чем ты – особенный?».
  • В конфликтах быть на стороне ребенка. Даже если вроде бы «сам виноват». Негативное самопредъявление возникает не от хорошей жизни.
  • Обеспечить ребенку место, где он может получить иной социальный опыт. Где его особенности будут приняты, а умения оценены по достоинству, где он почувствует себя в своей тарелке. Это и разнообразные кружки, и группы общения, и клубы по интересам, и просто тусовка друзей у вас дома.
  • Обратиться к психологу, чтобы поискать оптимальные способы помощи подростку.

Что делать педагогам?

  • Не спускать моменты травли на тормозах с самого начала, даже в ущерб учебе. Успеваемость не будет высокой в классе, где не безопасно и нужно быть все время настороже.
  • Говорить о том, что насилие и обидные замечания не приемлемы, пользоваться своим авторитетом.
  • Вводить санкции в случае, когда травля продолжается.
  • Сотрудничать с родителями для того, чтобы прекратить эпизоды травли.
  • Обратиться к психологам, работающим с классами, где имеет место буллинг и травля, использующими специальные эффективные программы и технологии для этого.